«Социальные критерии отнесения детей к группе риска» «Дети группы риска»: что стоит за этим термином. Рак крови: кто в группе риска и каковы симптомы Входит в возможную группу риска

При выписке ребенка из родильного дома, неонатолог должен провести комплексную оценку его здоровья и определить группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют три основных группы здоровья :

I группа здоровья (15 – 20% всех новорожденных)− здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, с нормальным течением беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8−9 баллов, не болевших в роддоме или имевшие пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья;

II группа здоровья (70 – 80% всех новорожденных) − практически здоровые дети, но имеющие 1 или более фактора риска возникновения какого-либо заболевания (поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска, II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа здоровья IIA (минимальный риск развития патологических состояний) − практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с минимальной степенью риска возникновения патологических процессов в позднем неонатальном периоде, это:

  • дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
  • дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
  • недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
  • дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа здоровья IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) − практически здоровые младенцы, но имеющие несколько групп риска, а также перенесшие заболевания в раннем неонатальном периоде, завершившиеся выздоровлением к моменту выписки из роддома.

К ним относятся:

  • новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
  • недоношенные II – IV степеней;
  • переношенные новорожденные;
  • дети с задержкой внутриутробного развития;
  • новорожденные с признаками выраженной морфо-функциональной незрелости;
  • новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию;

III группа здоровья (0 − 15% всех новорожденных) − больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхо-легочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.) в фазе компенсации.

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7 – 10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети, группы здоровья IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а IIБ группы здоровья − 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1-м месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3 месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Группы риска среди новорожденных детей

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

— вираж туберкулиновых проб

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Россий-ского детского фонда Татьяна Шишова:

Во‑первых, это дети, которым недостает в семье теплоты. Может быть, взрослые слишком заняты собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам, а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувст-вуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь, если ребенок пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет больше.

Во‑вторых, это дети с заниженной самооценкой. А по наблюдениям многих психологов, она почти у всех занижена. Повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Давайте ребенку понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками. А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится».

В‑третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Надо направить их жажду приключений в правильное русло: записать подростка в военно-патриотический или туристский клуб, в спортивную секцию…

В‑четвертых, в группу риска входят повышенно уязвимые дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые… Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

В‑пятых, среди наркоманов нередко оказываются ребята, которые не умеют отстаивать свою позицию. Они легко попадают под дурное влияние. У таких детей надо повышать психологическую сопротивляемость. Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Среда может пропагандировать «отвязный», «безбашенный» стиль жизни, внушать, что все в жизни надо попробовать, подталкивать к разрыву с родителями…

Многим взрослым кажется, что главное - предупредить ребенка, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но подростковая психология парадоксальна, и значительную часть ребят (особенно склонных к демон-стративности) подробный рассказ о действии наркотиков может, наоборот, раззадорить и подвигнуть к экспериментам. Сейчас дети с первых классов знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не только в информации.

Болезнь Альцгеймера считается причиной старческого слабоумия в 40% случаев. Это заболевание приводит к нарушению функции коры головного мозга.

При болезни Альцгеймера человек постепенно теряет способности запоминать, осуществлять привычную деятельность, доступно излагать свои мысли, выполнять сложно координированную работу. С течением болезни полностью утрачиваются мыслительные функции головного мозга, человек перестает себя обслуживать, теряет мышечную массу, слабеет, оказывается прикованным к постели, нарушается работа тазовых органов.

Болезнь Альцгеймера на сегодняшний день считается неизлечимой и заканчивается смертью. Однако длительность заболевания, степень выраженности когнитивных нарушений, скорость нарастания симптомов индивидуальны у каждого больного. По статистике, в большинстве случаев с момента постановки диагноза люди проживают около семи лет.

Одним из факторов риска болезни Альцгеймера ученые считают низкий уровень
образованности, неполноценное использование умственных способностей на протяжении
жизни. Например, люди владеющие двумя и более языками значительно реже попадают
в число больных старческой деменцией. Таким образом, чтобы сохранить ясность ума
в преклонном возрасте, нужно постоянно заниматься саморазвитием
и самосовершенствованием на протяжении жизни.

Ранние проявления болезни Альцгеймера

Первым заметным признаком развивающейся болезни Альцгеймера считают расстройства памяти. Человеку становится все труднее вспоминать сложную информацию, заученную накануне, в то время как память на давно произошедшие события сохраняется. Не всегда удается быстро вспомнить нужное слово или его значение, приходится искать синонимы для правильного выражения своих мыслей.

Постепенно снижается способность к обучению. Возникают трудности с выполнением сложных мыслительных операций. В этой стадии человеку сложно становится сосредоточится на деталях. Для планирования дел на день требуется вести письменный дневник. Отмечается изменение фона настроения на негативный, склонность к апатии, депрессии , агрессии.

Усилия ученых всего мира направлены не только на поиск лекарства от этой формы слабоумия, но и на выявления возможных факторов риска болезни. Существует мнение, что ранняя профилактика среди людей, входящих в группу повышенного риска по развитию болезни Альцгеймера, снижает вероятность болезни, отодвигает возможные сроки заболевания и уменьшает выраженность симптомов.

Факторы риска болезни Альцгеймера

  1. Возраст. Болезнь Альцгеймера развивается обычно в возрасте старше 65 лет. С возрастом заболеваемость растет. Если вероятность заболеть в диапазоне 65-80 лет равна 5%, то у людей старше 80 лет заболеваемость возрастает до 25%.
  2. Женский пол считается фактором риска болезни Альцгеймера.
  3. Генетические факторы. Только редкие формы болезни Альцгеймера напрямую связаны с наследственным риском. Считается, что ген АПОЕ-ε4 значительно повышает риск развития деменции. Наивысшую наследственную предрасположенность отмечают в случаях ранней формы болезни Альцгеймера. Это редкий вид деменции, наступающий в возрасте 40-55 лет. Наследуется по аутосомно-доминантному типу, поэтому считается семейной болезнью.
  4. Повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инсультов, токсического воздействия ядов, солей тяжелых металлов (особенно алюминия) и прочих вредных веществ.
  5. Наличие различных соматических заболеваний в разной мере повышает вероятность развития болезни Альцгеймера. Наиболее значимые: сахарный диабет , артериальная гипертензия, атеросклероз.

Больные синдромом Дауна значительно чаще других людей страдают
от болезни Альцгеймера. Этот феномен объясняют ранним
старением людей с дополнительной хромосомой.

Эксперт: Наталья Долгополова, врач-терапевт
Анастасия Анучина

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Мы попросили Василия Штабницкого, к. м. н., пульмонолога в клиниках «Чайка» и «Рассвет», объяснить, что такое астма, чем она отличается от сезонной аллергии, может ли она передаваться по наследству и как быть человеку с этим диагнозом (спойлер: спортом заниматься можно).

Василий Штабницкий

Что такое астма и откуда она берётся

Астма - это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма - заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность - сенсибилизацию.

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия - всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой - даже незначительный - эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Что делать во время приступа

Вопреки распространённому мнению о том, что астма проявляет себя моментально в виде тяжёлых приступов удушья, скажу, что существует довольно много случаев, когда астма скрывалась под симптомами других заболеваний. Например, один из симптомов астмы - постоянный кашель, обычно усиливающийся ночью. При этом астматический кашель, как правило, сухой, сильный, затяжной, с «подсвистыванием на выдохе».

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания - ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма - это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма - это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте - до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, - это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное - специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка - частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное - отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Если же приступы резко начались у взрослого человека, ему также стоит обратится к терапевту или пульмонологу. Не стоит до установления диагноза заниматься самолечением, так как одышка и удушье - это очень распространённые симптомы, которые могут встречаться практически при любом заболевании лёгких или сердца. В случае подтверждённого диагноза у пациента должен быть специальный план-алгоритм, где будет прописана очерёдность использования тех или иных средств для облегчения своего самочувствия и достижения контроля над астмой. Отсутствие эффекта от проводимой терапии у взрослого или ребёнка - это повод пересмотреть диагноз астмы в пользу другого заболевания, которое лечится совершенно другими средствами.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Похожие статьи